Блоги / Лев Шлосберг (включен в реестр иностранных агентов )

Бумага, которая не может терпеть

10.12.2010 18:23|ПсковКомментариев: 105

Если бы Конституция России была написана на живой бумаге, она сгорела бы со стыда

Как недавно это было. Всего семнадцать лет назад. Декабрь 1993 года. Окутанные пороховым дымом только что минувшего кровавого октября первые выборы в новую Государственную Думу. Растущее раздражение и озлобление народа. Осознание того, что почти ничего из обещанного в 1991 году новыми властями не делается, а то, что делается – делается против людей. Дикая инфляция. Ценники меняются едва ли не ежедневно. Массовое обнищание. Многомесячные долги по зарплате. Рушится старая система, взамен ее – практически ничего, хаос. И одновременно с этими непривычными партийными выборами – референдум (потом его официально назвали «всенародным голосованием») по проекту новой Конституции России.

По официальной версии, Конституция была поддержана с небольшим перевесом большинством от пришедших на участки граждан. Но – меньше, чем большинством от всех избирателей, как того требовал Закон. Слово «референдум» по отношении к Конституции тут же ушло из обихода, его заменили словами про «всенародное голосование», и новую Конституцию, плод чрезвычайно сжатой по времени работы юристов и политиков, объявили принятой, а с 23 декабря 1993 года (дата публикации в «Российской газете») – действующей.

Известно, что процент граждан, по официальной версии поддержавших проект Конституции (58,43%), был написан рукой президента Бориса Ельцина в своем кабинете на чистом листе бумаги, отданном в руки тогдашнего председателя Центральной избирательной комиссии Николая Рябова.

Согласно официально обнародованным ЦИК данным, достоверно оценить честность которых сейчас уже нет никакой возможности, в референдуме приняли участие 58 187 755 чел. (54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей). Из числа людей, участвовавших в голосовании, за Конституцию проголосовали 32 937 630 чел. (58,4%); против принятия Конституции – 23 431 333 чел. (41,6%).

Ни один депутатский запрос о проверке протоколов общероссийского референдума и пересчете голосов не был удовлетворен, а сами бюллетени по приказу Н. Рябова вскоре были уничтожены. После чего даже на письма о референдуме 1993 года ЦИК России перестал отвечать. А самого Рябова потом с почетом проводили на дипломатическую службу. И с тех пор он молчит.

На самом деле едва ли половина граждан России поинтересовалась тогда содержанием новой Конституции. Людям было просто не до того. При отсутствии зарплат и еды многим совсем не до изучения конституционных прав.

Кроме того, официальный проект Конституции был опубликован «для всенародного обсуждения» только за месяц до дня референдума, 10 ноября. Не все успели осознать, что принимается документ о новом государственном устройстве России.

Мешала и обстановка посттравматического синдрома, истерии и психоза, во многом сознательно нагнетавшаяся в стране после противостояния исполнительной и законодательной властей, завершившегося вооруженными столкновениями и расстрелом Верховного Совета РСФСР.

Эти чёрные «родимые пятна» тяжелым грузом лежат на российской Конституции до сих пор. Скверное дело – принимать основной документ государства, защищающий права человека и гражданина, с явными и грубыми нарушениями этих прав.

Невозможно забыть те дни: и чувство внутреннего протеста, и понимание того, что в тот момент честные люди уже не могли реально повлиять на ситуацию. «Политическая резьба» на государственной машине оказалась сорвана. Как выяснилось, на долгие годы. Механизм не восстановлен до сих пор.

Так и появилась «на свет» та самая «суперпрезидентская республика», породившая уже через семь лет пресловутую «вертикаль власти», полицейское государство, повсеместный культ политического насилия, вранья и цинизма.

Наверно, и поэтому тоже так велико равнодушие миллионов людей по отношению к «всенародно принятой» Конституции, и поэтому таким лживыми выглядят в ней самые главные слова.

Но – и это очень, очень важно – нельзя не помнить о том, что именно в этой, не на чистом месте родившейся Конституции, установлены все базовые права человека и гражданина в нашей стране. Они не были выдуманы специально для российской Конституции, они существуют во всех цивилизованных странах, они принадлежат людям от рождения, и отношение к ним граждан не должно зависеть от мутных обстоятельств принятия Конституции России. Потому что не мы для прав, а права для нас. Не народ для Конституции, а Конституция для народа.

Ни в одном другом документе российского государства эти права и свободы не сформулированы так полно и точно. Другого документа просто нет и не может быть.

Писали этот документ не плохие люди и вполне грамотные специалисты, но, к сожалению, он оказался в руках дурных властителей. И в качестве главного своего предназначения он им совершенно не нужен.

Российское государство бросило гражданам основные права человека и гражданина вынужденно, будто из одолжения, пытаясь хотя бы внешне соответствовать приличиям. Оно совершенно не желает, чтобы граждане этими правами и свободами в полной мере пользовались. Потому что свободный гражданин – главная опасность, главный враг для такого государства.

Но слова в Конституции – не шутка. На этих правах и свободах держится спящая до сих пор в нашей стране сила народа, его воля и его право на власть.

Общенародная задача первейшей важности для граждан России – применить в жизни права и защитить на деле свободы, которые занесены в российскую Конституцию; не только напомнить, но и доказать забывшим о праве и законе властям, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Тогда многими слезами политая бумага со святыми, но давно пустыми для российских властей словами не сгорит со стыда.

Лев ШЛОСБЕРГ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 224 человека
Лента новостей